Штрих-код. Мы ежедневно видим его на различных товарах, однако не всегда понимаем его практическое назначение. А ведь он в себе несёт множество полезной информации и даже может служить ссылкой на интернет-ресурс, где находятся сведения о товаре и производителе. Современный штрих-код – это набор черных и белых полос, которые представляют собой индивидуальный номер товара.
А придумали его еще в далёком 1949 году. Автор взял за основу азбуку Морзе, закодировав цифры морзянкой, после чего переделал точки и тире в длинные полосы: толстые и тонкие.
Перед вами - код, состоящий из 13 цифр (система EAN-13), - 5601721110013. Первые две цифры (56) - страна, следующие пять (01721) - код предприятия, другие пять (11001) - зашифрованные потребительские свойства (причем первая цифра из этих пяти скрывает имя товара, вторая - особенности его потребительских свойств, третья - массу, четвертая - состав, пятая - цвет) и последняя цифра - контрольная. Для чего она нужна - узнаем позднее.
Те, кто бывал в крупных супермаркетах, видели, как кассир, делая расчет, просто проносит товар, повернув его штрих-кодом вниз, над кассовым аппаратом, и на экране аппарата мгновенно выскакивает цена. Поэтому думают, "будто в штрих-коде заложена цена". На самом деле, конечно, в самом коде данных о цене нет. Ведь один и тот же товар в разных магазинах продается по разным ценам. Но, когда товар поступает в данный супермаркет, принимается решение, по какой цене его продавать, в компьютер заносятся данные о его штрих-коде и цене, так что кассовый аппарат распознает, с каким товаром он имеет дело, и высвечивает заложенную стоимость.
Рядовому покупателю с помощью первых двух-трех цифр кода легко определить, в какой стране сделан товар (см. таблицу). Но бывают недоразумения. Например, видят, что, согласно штрих-коду, товар сделан на Тайване, а буквами написано - Made in Germany. Покупатель начинает возмущаться - "подделка!" Может, и подделка. А может, эта фирма, хоть и производит товар в Германии, но штрих-код по каким-то причинам зарегистрировала на Тайване. Или на Тайване у нее филиал. Или она работает по тайваньской лицензии. Или это совместное германо-китайское предприятие. Или... Причин может быть много. Например, импортные йогурты, продающиеся в России, имеют российские штрих-коды. Западные производители пошли на это, чтобы пользоваться определенными льготами и легче продавать товар в России.
Некоторых покупателей смущает, если на штрих-коде - только собственно штрихи, а цифр нет. Это - также не признак подделки. Для лазерного кассового аппарата цифры вообще не имеют значения, и, если места на товаре мало, их не ставят.
Не нужно пытать продавца и в том случае, если штрих-код узкий или короткий, или вообще "какой-то не такой". Обычно так бывает на мелких по размеру товарах. ЮНИСКАН разрешает производителям таковых использовать сокращенные варианты кодировки.
Слышу, как читатели восклицают: получается, нам можно на штрих-код вообще не смотреть, там нет полезной для нас информации? Это не так - есть способ, хотя и трудоемкий, узнать, поддельный ли товар. Помните, мы говорили, что последняя цифра - контрольная? Итак, если нам крайне важно узнать, с чем мы имеем дело, нужно произвести следующие арифметические действия:
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях - в нашем примере 6+1+2+1+0+1 =11.
2. Сумму умножить на 3; 11x3 = 33.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры: 5+0+7+1+1+0=14.
4. Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий: 33 + 14=47.
5. От результата отбросить первую цифру. Получится 7.
6. И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте: 10-7=3.
Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет - товар поддельный.
Штрих коды некоторых государств
Комментариев нет:
Отправить комментарий